Прародителями вальса
называют и австрийский народный танец лендлер, и провансальский
танец вольта. Оба эти танца – парные и танцевались под музыку в размере
?, и если в лендлере кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг,
вращал ее вокруг себя, то в вольте вначале преобладали прыжки, а затем
появились и быстрые повороты и вращения. Во Франции вольт запрещалось
исполнять при дворе, а кардинал Ришелье усматривал в нем подрыв устоев
религии и общества. (Это нетрудно себе представить – в начале ХVШ в.,
когда в моду входил чинный и галантный менуэт, то, что кавалер берет руку
дамы, считалось невиданным нарушением приличий!)
Но вольт, смешавшись с лендлером, завоевал популярность в Германии, Чехии,
Австрии, получил новый характер – широкие, скользящие и плавные движения,
избавился от прыжков и получил новое имя – вальс (от немецкого слова walzen
– кружиться). И никакие высочайшие указы и официальная критика, никакие
запреты и непризнания не смогли остановить завораживающее кружение вальса
по бальным и концертным залам, городским и сельским площадям. Тысячи песен
звучат в ритме вальса, вальс звучит в опере, оперетте, в кино. Очень многие
композиторы пишут концертные и симфонические вальсы, и вальс является
одним из популярнейших танцев, но под этим названием скрывается самые
разные варианты - венский вальс, французский вальс, английский вальс.
1. Венский вальс
Знаменитый венский вальс тоже имеет свою
историю. Хотя вальс имел огромный успех и производил настоящий фурор при
многих дворах Европы, в самом начале ХIХ века официальное отношение к
вальсу было весьма осторожным – на балах в самой Вене вальс разрешалось
танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались
не вполне подобающими. Но остановить вальс было уже невозможно, и когда
в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей,
на всех балах самозабвенно танцевали вальс – чарующий, волшебный, блестящий.
Именно тогда вальс приобрел свою специфическую особенность – акцентированный
ритм, который сделал этот танец более элегантным и более романтичным.
Два замечательных композитора, живших в Вене – Иоганн Штраус-отец (1804
– 1849) и еще более знаменитый Иоганн Штраус-сын, написавший такие широко
известные и популярные и сегодня шедевры как «Голубой Дунай» и «Сказки
Венского леса», несомненно, способствовали становлению венского вальса,
а также тому, что в ХIХ веке этот танец затмил собой все другие. Вальс,
став официальным бальным танцем, как нельзя лучше гармонировал и с тогдашней
модой: узкие в талии платья с роскошными пышными юбками с кринолином подчеркивали
красоту движений дамы.
И сегодня венский вальс сохраняет традиции бальных танцев
ХIХ века и исполняется по третьей позиции, во время исполнения корпус
должен быть строго подтянут, вычурные изгибы и манерность не приветствуются.
Красота венского вальса заключается в изменчивом темпе и в постоянно чередующихся
левых и правых поворотах. Стремительное кружение венского вальса требует
от пары полного взаимопонимания. Движения в венском вальсе должны выполняться
плавно и с изяществом, несмотря на стремительность кружения.
Естественно, в самой Вене отношение к венскому вальсу
особое. В городском саду Вены все желающие танцуют этот вальс летними
вечерами под звуки оркестра, располагающегося на небольшой эстраде у бронзового
памятника Иоганну Штраусу. И на традиционном ежегодном новогоднем балу
в знаменитом венском Оперном театре большое количество танцоров исполняет
этот неувядаемый и романтический танец.
2. Медленный вальс
За свою 150-летнюю историю существования вальс не раз
подвергался изменениям. Медленный вальс окончательно оформился в Англии,
и, хотя его еще называют вальс-бостон, о действительном месте его рождения
говорить трудно. Кто-то считает, что эта форма также родилась в Австрии,
кто-то склонен полагать, что она имеет русские корни.
Одно можно утверждать без всякого сомнения – в Англии
вальс признали и допустили ко двору позже, чем в других европейских странах.
И хотя и в этой стране, где традиционная сдержанность является национальной
чертой, вальс приобрел горячих поклонников, но и противники вальса вели
себя тоже достаточно энергично и яростно. Узаконить этот танец смогло
только вмешательство королевы Елизаветы. А после того как принцесса Виктория
пригласила оркестр Иоганна Штрауса на день своей коронации – 28 июня 1838
года, вальс окончательно «поселился» в дворцовых бальных залах. Правда,
на придворных балах вальс танцевали медленнее, чем в Вене. Точно неизвестно,
откуда пришла эта другая форма вальса, который исполнялся на два шага
под музыку на три такта, но и она достигла большого успеха. Возможно,
такой вариант танца было легче разучить, а возможно этот вариант явился
компромиссом между горячими поклонниками нового танца и ярыми противниками
вальса, считающими его непристойным танцем: в медленном вальсе партнеры
держатся слегка разойдясь.
От классического венского этот вальс отличается
и музыкой, и движениями, и сегодня считается самостоятельным танцем. В
музыке вместо аккомпанемента на три доли «бас-аккорд-аккорд» используется
«бас-аккорд-пауза», что позволяет прихотливо менять ритм мелодии. Изменяются
и техника исполнения танца, положения в паре, движения партнеров. В медленном
вальсе движения пары – скользящие, мягкие, волнообразные. На конкурсах
медленный вальс, несмотря на свою романтичность и плавность, требует очень
высокой техники исполнения и строгой дисциплины.